методическая копилка

Консультация для педагогических работников «Методы и приемы приобщения воспитанников к трудовой деятельности и ознакомления с трудом взрослых»

   В работе с воспитанниками используются  разнообразные методы приобщения воспитанников к трудовой деятельности, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них – наглядные, словесные и практические.

          Наглядные методы, к которым относятся:  экскурсии; наблюдения; дидактические пособия; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей.          Словесные методы,  которые включают:  художественное слово; рассказ воспитателя; беседы; проблемные ситуации; высказывания и сообщения.

        Практические  методы – это:  трудовые поручения; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций; игровые обучающие ситуации; сюжетно-ролевые игры.            Игровыек которым относятся:  дидактические игры; игровые упражнения; игры с правилами; словесные игры; игры-воображения; игры-шутки; сюжетно-ролевые игры; сюрпризные моменты.

Следует отметить группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов, оценка.           В современной теории приобщения детей дошкольного возраста к труду основаниями для классификации форм организации детского труда выступают:

  • сложность выполнения трудового процесса (простой и сложный);
  • количество участников в трудовом процессе (индивидуальный, групповой, коллективный);
  • характер выполнения трудовой деятельности ребенка (поручение, дежурства, коллективный труд);
  • позиция взрослого и ребенка в труде (совместный со взрослым труд, поручение, обязанность, труд по собственной инициативе);
  • наличие творческого начала в трудовой деятельности (репродуктивный, творческий).

   Самостоятельный труд детей имеет определяющее значение в плане становления ребенка как субъекта деятельности; является своеобразным показателем эффективности работы по приобщению детей к труду.

  По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной труд (за исключением младшей группы).

Самообслуживание - это деятельность ребенка, направленная на формирование навыков, необходимых для жизнеобеспечения, заботы о самом себе и, в значительной мере, необходимых для повседневных личных потребностей.

Методические приемы формирования самообслуживания:

  1. Показ выполнения последовательности каждого элементарного  действия.
  2. Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
  3. Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей. Общее напоминание последовательности действий.
  4. Объективная оценка результатов трудовой деятельности.

  Хозяйственно-бытовой труд - это труд по наведению порядка в помещении учреждения образования и на участке, направленный на формирование у ребенка осознания труда для общей пользы и стремления создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

  Методические приемы формирования навыков хозяйственно-бытового труда:

  1. Показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых; положительный пример взрослых.
  2. Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
  3. Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.
  4. Объективная оценка результатов трудовой деятельности.
  5. Привлечение детей для помощи другому.

  Труд в природе - это труд ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым и под его руководством по уходу за объектами уголка природы, участие в устройстве цветника и выращивании цветов, в озеленении участка (при соблюдении определенных гигиенических требований). Ребенок получает доступные представления  в области экологического образования.

  Методические приемы формирования навыков труда в природе:

  1. Показ и объяснение всего процесса по уходу за объектами целиком, а затем поэтапный показ трудового процесса.
  2. Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
  3. Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей.
  4. Использование художественной литературы для привлечения интереса детей к объекту труда.
  5. Контроль качества выполняемой работы.

  Ручной труд - это вид труда, направленный на изготовление детьми предметов для игры и быта из различных материалов (природного, ткани, бумаги, бросового материала, дерева, коробок и др.) и на устранение результатов небрежного обращения детей с игрушками, книгами, пособиями.

  Методические приемы формирования навыков ручного труда:

  1. Заинтересованное участие взрослого в изготовлении поделок детьми.
  2. Постановка проблемных задач: как можно сделать такую игрушку? С чего начать? Какие нам потребуются материалы?
  3. Использование схем изготовления поделок и игрушек.
  4. Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.
  5. Опережающая похвала («У тебя все получится!»), объективная оценка результатов трудовой деятельности.
  6. Привлечение детей для помощи другому.

  Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, коллективный труд.

  Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить сам.

  Дежурство - это форма организации детского труда. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.

  Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.

  Труд рядом – это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных заданий, не требующее постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят в работе от других детей. Труд рядом – предпосылка коллективного труда.

  Коллективный труд - более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде.

       Трудовая деятельность дошкольников имеет несколько иное значение, отличное от труда взрослых. Его особенность – это связь детского труда с игрой, его ценность в формировании нравственных качеств детей. Учитывая эту особенность, выделены следующие компоненты детской трудовой деятельности: умение ставить цель; умение планировать работу; умение достигать результата; умение оценивать.

  Основные задачи по приобщению детей к трудовой деятельности изложены в учебной программе дошкольного образования для каждой возрастной группы        Особое внимание следует обратить в их реализации с детьми младшего дошкольного возраста, где   актуальны особые способы взаимодействия с ними, такие как:  - использование приёмов, вызывающих эмоциональный настрой малышей; - подкрепление действий взрослого своим словесным пояснением;  - мягкое доброжелательное общение; - медленная выразительная речь, многократное повторение; - создание в любом виде деятельности, особенно в игре,  образца для подражания;

-использование частой похвалы в адрес малышей.           В образовательном процессе используются различные  методы ознакомления детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности:

  1. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
  2. Наблюдения
  3. Совместная деятельность
  4. Игра

          У воспитанников первой младшей группы формируем представления о том, что все вещи и предметы сделаны людьми (повар готовит пищу, шофер привозит продукты, помощник воспитателя моет посуду).

          У воспитанников второй младшей группы формируем представления о профессиях людей, создающих предметы рукотворного мира, об орудиях их труда, материалах, необходимых для создания предметов (швея – швейная машина, иголки, нитки, ткань).

          У воспитанников средней группы формируем представления о профессиях людей, создающих предметы рукотворного мира, орудиях их труда, материалах, необходимых для создания предметов (столяр – молоток, рубанок, пила, дерево; часовой мастер – отвертка, пинцет, лупа, корпус, механизм, циферблат, стрелки).

          В старшем возрасте формируем представления о   профессиях, создающих предметы рукотворного мира, орудиях их труда, материалах, необходимых для создания предметов (обувщик – швейная машина, ножницы, игла, шило, кожа; художник – кисти, краски, мольберт, бумага; сварщик – сварочный аппарат, детали конструкции; каменщик – кельма, лопата, молоток, рулетка, кирпичи, раствор), личностных качествах человека-труженика (старательный, мастер на все руки, внимательный, трудолюбивый, ответственный).

  Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. В современных условиях возникла необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении собственной трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком.

 

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования.- Минск.- Национальный институт образования, 2019.
  2. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М., 2007.

 

свернуть