Советы учителя- дефектолога

Функции учителя-дефектолога

Рекомендации учителя-дефектолога

Формирование правильного звукопроизношения у детей

Речевые игры по дороге домой

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
развернуть

Конструктор – LEGO

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребёнка является высокое речевое развитие.
развернуть

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия.
развернуть

ЧТО ДЕЛАЮТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГИ!

Широко распространенное мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
развернуть
свернуть

Консультация для родителей

Учитель-дефектолог Гаврис Лидия Михайловна

Образование: высшее, Минский государственный институт им. М. Танка

Специальность: "Логопедия. Начальное образование"

Стаж в должности: 11 лет 

 Автоматизация и дифференциация звуков 

 

Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОПФР

Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать постепенно, по кирпичику. И одним из направлений моей работы стало применение ЛЕГО-технологии в речевом развитии детей с ОПФР. В течение 2-х лет в учреждении образования на базе специальных групп осуществлялась реализация педагогического проекта «Использование ЛЕГО-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у  детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как этот конструктор позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, способен решать проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.

В коррекционной работе я использую следующие наборы ЛЕГО-конструктора:

- ЛЕГО «Моя первая история»;

- ЛЕГО «Создай свою историю»;

- ЛЕГО «Животные жарких и холодных стран»;

- ЛЕГО «Полесье».

Практика работы показала, что детям особенно нравится конструктор ЛЕГО «Создай свою историю».

Принцип конструктора ЛЕГО «Создай свою историю» основывается от простого к сложному, что позволяет быстро вовлечь в процесс обучения детей разного уровня подготовки. Дети, разбирая знакомые им и простые темы, учатся рассуждать, развивая фантазию, воображение, пополняя словарный запас и приобретая навык построения правильных предложений.

          В процессе коррекционной работы с детьми использую разные детали ЛЕГО-конструктора, в ходе которой они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, наречиями, предлогами, глаголами сприставками и другими частями речи.

Применение ЛЕГО-конструктора на коррекционных занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- формированию и развитию правильного длительного выдоха («Загони мяч в ворота», «Мельница», «Футбол», «Машинка»);

- развитию артикуляционного аппарата («Чашечка», «Лопаточа», «Хоботок», «Дудочка»);

- развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках определенных лексических тем («Чья голова/хвост/лапа»,  «Скажи наоборот», «Башня», «Построй и назови»);

- постановке и автоматизации звуков в ходе игры («Нади половинку»,  «Нади пару», «Змейка», «Лего-подарки», «Чья башня выше»);

- игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы («Построй город», «Что изменилось»).

   В рамках реализации педагогического проекта «Использование ЛЕГО-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелыми нарушениями речи» разработаны и апробированы конспекты коррекционных занятий для воспитанников 2-го и 3-го года обучения по следующим лексическим темам «Игрушки», «Дикие животные», «Зима», «Праздник елки», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Домашние птицы», «Мебель», «День защитника Отечества», «Фрукты», «Лес. Деревья», «Транспорт».

        Для воспитанников 3-го года обучения разработаны конспекты по лексическим темам «Семья», «Овощи», «Грибы», «Посуда», «Продукты питания», «Зимующие птицы», «Город. Улица», «Насекомые», «Цветы».

В процессе использования ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе я увидела преимущества над другими конструктивно-игровыми приемами:

          - с поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя проглотить;

         - при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости имеющихся у него навыков. Он испытывает психологическое состояние успеха;

          - в работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем;

       -  конструктор ЛЕГО не вызывает у ребенка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается как игра;

- конструктор безопасен.

          Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-конструктора сделала коррекционно-образовательный процесс более результативным, где главный механизм для детей - игра в ЛЕГО, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении занятий. В настоящее время в коррекционно-образовательном процессе активно использую интерактивную доску.

          В коррекционной работе с детьми использую два педагогических портала «Мерсибо» и «В помощь логопеду».

         Обучающая программа «Мерсибо» представляет 59 интерактивных игр и упражнений для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики. Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в играх «Мерсибо» предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала — картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Игры содержат стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Предусмотрено дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях. («Отпадный пряник», «Пингвины-невидимки», «Чудеса на полянке», «Загадки-заплатки», «Дружные гусеницы»).

         Интерактивный педагогический портал «В помощь логопеду» представляет 135 игр для логопедических занятий. Игры направлены на развитие фонематического слуха, активизации речи «неговорящих» детей и коррекционных занятий с детьми с общим недоразвитием речи.   В играх сказочные сюжеты и дружелюбные персонажи: они заинтересуют детей и помогут проводить занятия более эффективно.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

          - дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.);

       - несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя стилус или интерактивный инструмент «Ластик»;

          - один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте);

          - один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски;

          - дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст). («Паровозики», «Угадай-ка», «Артикуляционная гимнастика», «Тик-так звуки», «Кто лишний»).

В практике работы в этом учебном году начала использовать один из онлайн-сервисов – «LearningApps.org», который предоставляет возможности для хранения, поиска и создания интерактивных заданий для развития внимания, мышления и речи ребенка. (Игры «Накорми животных», «Найди пару», «Фрукты и овощи», «Подбери картинку»).

          Использование сервиса позволяет получить яркие интерактивные задания, что вызывает у детей повышенный интерес к занятиям и усиливает мотивацию обучения, расширяет возможности образовательного процесса, повышает его результативность.

Место использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях зависит от содержания занятия и задач, которые ставит учитель-дефектолог. Информационные коммуникативные технологии использую на различных этапах занятия: в начале для создания проблемной ситуации; как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты); как информационно-обучающее пособие; для побуждения воспитанников к рефлексии собственной деятельности.

Таким образом, использование ЛЕГО-технологии и информационно-коммуникативных технологий в учреждении дошкольного образования является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, позволяет повысить качество коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

  

Презентация «Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОПФР»

https://disk.yandex.by/i/RlgUAlNJn9K8fw

Буклет

https://disk.yandex.by/i/bpLYKRAa32zr-Q

 

свернуть