Инклюзивное образование
Государственная поддержка семей с детьми инвалидами
Особенности организации среды для воспитанников с РАС в учреждениях дошкольного образования
Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением.
Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.
Научными исследованиями подтверждено, что:
1. Наиболее эффективным для обучения детей с РАС является использование зрительного канала.
2. Дети с РАС достаточно успешны в среде, структурированной соответствующим образом.
Организация образовательной среды для детей с РАС построена на трех принципах:
-принцип структурирования;
- принцип визуализации;
- учет сенсорных способностей
Для организации образовательной среды, в рамках структурированного подхода, необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания.
Принципы структурирования порядка подразумевают разделение пространства на зоны, которые закреплены за определенными видами деятельности. Также необходимо жестко закрепить предметы за этими зонами, структурировать материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно. Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в группе. Необходимо маркировать стол, за которым сидит ребенок, шкафчик, а также все его личные вещи. Маркировка должна быть постоянной и может обозначаться цветом, картинкой или именем. Также следует отметить , что существует необходимость выделить пространство для размещения визуальных пособий для детей с РАС. Полки должны быть легко доступны ребенку, но при этом находиться вне зоны для фронтальных занятий.
Зонирование
В группе могут быть выделены следующие зоны:
- зона для индивидуальных занятий;
- зона для групповых занятий;
- зона для самостоятельной работы;
- зона для двигательной активности и отдыха;
- сенсорная зона;
- зона уединения
Также хотелось бы отметить необходимость наличия в каждой зоне специальных материалов и оборудования. Среда должна быть безопасной для детей ( блокировка окон, дверей и пр.). Все зоны конкретного назначения должны иметь четкие визуальные границы; в каждой из зон необходимо минимизировать отвлекающие факторы.
Дети с РАС нуждаются в дополнительной визуальной поддержке.
Виды визуальной поддержки:
- визуальные подсказки;
- фотографии;
- информационные таблички
- пиктограммы;
- визуально представленные правила поведения в группе;
- визуализация времени;
- расписания
Использование расписания – это навык, необходимый в течение всей жизни. Визуальное расписание помогает понять когда начнется событие, как долго будет продолжаться. Дает понимание последовательности событий, «когда» и «что» можно будет делать, понимание слово «нет». Оно отображает основные режимные моменты. Визуальное расписание не только помогает ориентироваться в предстоящих активностях, но и снижает уровень тревожности, количество проявлений нежелательного поведения. Виуальное расписание может использоваться во всех зонах, также в музыкальном зале, физкультурном, дома. Необходимо ежедневно работать с расписанием, четко подбирать символические обозначения того или иного события.
Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться:
- коммуникативные доски;
- коммуникативные альбомы;
Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:
- фотографии близких людей;
- фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
- фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
При обучении навыкам коммуникации неговорящих детей можно использовать альтернативную систему обмена карточками ПЭКС и коммуникаторы.
Многие дети с РАС имеют проблемы с проприоцепцией - восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычную сильную потребность в глубоком давлении на кожу. Специально разработанные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей может уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более усидчивым.
Дети с аутизмом часто имеют искаженное сенсорное восприятие. Они могут негативно реагировать на прикосновения или находиться в постоянном сенсорном поиске. Различные массажные приспособления и сенсорные игрушки могут уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым способом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновением к коже.
Также детям с РАС необходимо место уединения с возможностью уменьшения интенсивности освещения, где ребенок может отдохнуть или успокоиться в случае сенсорной перегрузки.
Большинство детей с аутизмом нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы. Качание дает возможность получить необходимую сенсорную стимуляцию, что может уменьшить повторяющееся поведение, поэтому для детей можно установить качели. Прыжки на фитболе или батуте помогают детям в координации движений, а также в восприятии своего тела. Вертикальное движение во время прыжков на батуте успокаивающе влияет на нервную систему, ребенок становится спокойнее, может увеличиваться сосредоточенность во время занятий.
Таким образом, стратегия структурированного обучения и правильная организация пространства в дошкольном учреждении и дома позволит ребенку с РАС научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности, облегчит усвоение основных правил социального поведения, поможет обрести необходимые коммуникативные и социальные навыки.
Мультфильмы о детях с особенными потребностями
«Кастрюлька Анатоля» — французский мультфильм, с помощью метафоры (кастрюльки, которую вынужден постоянно носить с собой главный герой) рассказывающий о том, как непросто бывает жить людям, непохожим на других.
Scarlett Contra el Cancer — очень добрый ролик о девочке, мечтающей танцевать, и сложностях, встречающихся на пути к этой мечте. http://bit.ly/2k4GZ3v
Мультик «Про Диму» создан на основе одноимённой книги Натальи Ремиш, автора проекта «Детям о важном», и рассказывает о том, что каждый человек в этом мире особенный. http://bit.ly/2kkIGtX
Tamara — короткометражный мультфильм, ещё одна история о девочке-танцовщице и о том, как важна поддержка окружающих. http://bit.ly/2lHAkN0
«Мой братик с Луны» — мультфильм, созданный Фредериком Филибером, которого вдохновил его сын-аутист. Рассказчиком выступает сестра мальчика. Она рассказывает о жизни брата и о том, каким он видит окружающий мир. Ролик озвучен на французском, но русские субтитры решают эту проблему. http://bit.ly/2m3TXPM
Быть вместе
Дорогие родители!
Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:
одна - корни,
а другая - крылья.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.
"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования?
• Во-первых, учитель-дефектолог проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития речи.
• Во-вторых, повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
• В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования регулярно проводит не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия.
Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены на:
- исправление дефектов речи;
- развитие не только правильной, но и красивой речи;
- коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Кроме занятий с ребенком учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Уважаемые мамы и папы, всегда необходимо помнить о том, что успех в развитии вашего ребёнка зависит и от вас самих, от вашего желания помочь малышу справиться с возникшими трудностями. Одни занятия специалиста с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной, целенаправленной, совместной работе родителей и педагогов.
Советы родителям
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте:
* Радуйтесь Вашему малышу.
* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
* Говорите с малышом короткими фразами.
* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
* Говорите медленно.
* Будьте терпеливы.
* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.
* Каждый день читайте ребенку.
* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
* Поощряйте игры с другими детьми.
* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
* Регулярно водите ребенка в библиотеку.
* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
* Не теряйте чувства юмора.
* Играйте с ребенком в разные игры.
* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте
* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
* Не задавайте слишком много вопросов.
* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста
понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств ("Мама устала");
абстрактных рассуждений и объяснений.
* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.