Советы учителя- дефектолога
Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра
Рекомендации учителя-дефектолога
Формирование правильного звукопроизношения у детей
Речевые игры по дороге домой
Конструктор – LEGO
Пальчиковая гимнастика
Консультация для родителей
Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОПФР
Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать постепенно, по кирпичику. И одним из направлений моей работы стало применение ЛЕГО-технологии в речевом развитии детей с ОПФР.
ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Этот конструктор позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, способен решать проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.
В коррекционной работе я использую следующие наборы ЛЕГО-конструктора:
- ЛЕГО «Моя первая история»;
- ЛЕГО «Создай свою историю»;
- ЛЕГО «Животные жарких и холодных стран»;
- ЛЕГО «Полесье».
Практика работы показала, что детям особенно нравится конструктор ЛЕГО «Создай свою историю».
Принцип конструктора ЛЕГО «Создай свою историю» основывается от простого к сложному, что позволяет быстро вовлечь в процесс обучения детей разного уровня подготовки. Дети, разбирая знакомые им и простые темы, учатся рассуждать, развивая фантазию, воображение, пополняя словарный запас и приобретая навык построения правильных предложений.
В процессе коррекционной работы с детьми использую разные детали ЛЕГО-конструктора, в ходе которой они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, наречиями, предлогами, глаголами с приставками и другими частями речи.
Применение ЛЕГО-конструктора на коррекционных занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- формированию и развитию правильного длительного выдоха («Загони мяч в ворота», «Мельница», «Футбол», «Машинка»);
- развитию артикуляционного аппарата («Чашечка», «Лопаточа», «Хоботок», «Дудочка»);
- развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках определенных лексических тем («Чья голова/хвост/лапа», «Скажи наоборот», «Башня», «Построй и назови»);
- постановке и автоматизации звуков в ходе игры («Нади половинку», «Нади пару», «Змейка», «Лего-подарки», «Чья башня выше»);
- игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы («Построй город», «Что изменилось»).
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении занятий. В настоящее время в коррекционно-образовательном процессе активно использую интерактивную доску.
В коррекционной работе с детьми использую два педагогических портала «Мерсибо» и «В помощь логопеду».
Обучающая программа «Мерсибо» представляет 59 интерактивных игр и упражнений для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики. Игры содержат стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Предусмотрено дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях. («Отпадный пряник», «Пингвины-невидимки», «Чудеса на полянке», «Загадки-заплатки», «Дружные гусеницы»).
Интерактивный педагогический портал «В помощь логопеду» представляет 135 игр для логопедических занятий. Игры направлены на развитие фонематического слуха, активизации речи «неговорящих» детей и коррекционных занятий с детьми с общим недоразвитием речи. В играх сказочные сюжеты и дружелюбные персонажи: они заинтересуют детей и помогут проводить занятия более эффективно.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
- дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.);
- несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя стилус или интерактивный инструмент «Ластик»;
- один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте);
- один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски;
- дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст). («Паровозики», «Угадай-ка», «Артикуляционная гимнастика», «Тик-так звуки», «Кто лишний»).
В практике работы в этом учебном году начала использовать один из онлайн-сервисов – «LearningApps.org», который предоставляет возможности для хранения, поиска и создания интерактивных заданий для развития внимания, мышления и речи ребенка. (Игры «Накорми животных», «Найди пару», «Фрукты и овощи», «Подбери картинку»).
Информационные коммуникативные технологии использую на различных этапах занятия: в начале для создания проблемной ситуации; как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты); как информационно-обучающее пособие; для побуждения воспитанников к рефлексии собственной деятельности.
Таким образом, использование ЛЕГО-технологии и информационно-коммуникативных технологий в учреждении дошкольного образования является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, позволяет повысить качество коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
Учитель-дефектолог Гаврис Л.М.
Буклет
https://disk.yandex.by/i/bpLYKRAa32zr-Q