Советы учителя- дефектолога

Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра

Многие родители задаются вопросом, как вести себя с ребенком, имеющим РАС.
Несколько советов для родителей:
 
 Будьте логичны и последовательны . Если вы избрали определенную модель
поведения с ребенком - придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
 Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за
неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
 Не наказывайте ребенка . Ребенок с РАС не способен провести параллель между
плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
 Делайте с ребенком физические упражнения : они помогают снизить стресс и
приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят
прыгать на батуте.
 В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет
побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т.д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
 Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу . Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе).
Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
 Постоянно повторяйте пройденное , чтобы ребенок не забывал полученные
навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
 Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно . Лучше использовать
короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему. Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.
Как помочь ребенку научиться общаться?
Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с
аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:
 Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т.д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
 Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь,
для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
 Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с РАС стремятся
играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей - продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение - это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
 Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с
РАС требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои
действия.
 Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития
навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
 Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он
поймет связь между похвалой и своими действиями.
 Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не
будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую
игрушку, печенье и т.д.)
 Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие.
Следите за мимикой ребенка - она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т.п.
 
Как научить ребенка с РАС повседневным навыкам?
 Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и
других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно. Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно. Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с РАС: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.
 Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с
РАС этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать
туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев и даже лет. Лучше
начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это
можно заметить по его поведению, мимике и пр.)
 Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.
 Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой
пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то
опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток). Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои отправления с посещением туалета. В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется - отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета. Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета - как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т.д.).
 Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время
обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности.
Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава.
Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.
 
Обучение детей с аутизмом
Обучение ребенка может производиться как специалистом, так и родителями. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с РАС:
1. Прикладной поведенческий анализ - это учебная программа, которая помогает
ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)
2. «Время на полу» - это учебная методика, которая предлагает родителям или
учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры
при этом являются частью занятий и формирования у ребенка навыков к общению.
3. Программа ТЕАССН - обучение детей с аутистическими и другими типами
расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.
4. Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их
ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с РАС может выразить свои желания
словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т.д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помогают ему сформировать новые методы, более понятные окружающим (например, с помощью слов, жестов или карточек).
5. Социальные истории - это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. Такие истории могут быть написаны педагогом или родителями ребенка. В социальных историях описывается ситуация, объясняются мысли других людей и их эмоции, а также подсказывается желательная реакция ребенка в этой ситуации.
6 Система общения с помощью обмена карточками применяется при тяжелых формах аутизма, когда ребенок не может разговаривать. В этом случае ребенку помогают запомнить, что означает та или иная карточка, после чего он использует карточку для общения. Эта система помогает ребенку проявлять инициативу в общении, а также облегчить процесс общения с окружающими.
Успехов Вам в воспитании Ваших детей!
свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога

Формирование правильного звукопроизношения у детей

Речевые игры по дороге домой

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
развернуть

Конструктор – LEGO

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребёнка является высокое речевое развитие.
развернуть

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия.
развернуть
 
свернуть

Консультация для родителей

Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОПФР

Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать постепенно, по кирпичику. И одним из направлений моей работы стало применение ЛЕГО-технологии в речевом развитии детей с ОПФР. 

ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Этот конструктор позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, способен решать проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.

В коррекционной работе я использую следующие наборы ЛЕГО-конструктора:

- ЛЕГО «Моя первая история»;

- ЛЕГО «Создай свою историю»;

- ЛЕГО «Животные жарких и холодных стран»;

- ЛЕГО «Полесье».

Практика работы показала, что детям особенно нравится конструктор ЛЕГО «Создай свою историю».

Принцип конструктора ЛЕГО «Создай свою историю» основывается от простого к сложному, что позволяет быстро вовлечь в процесс обучения детей разного уровня подготовки. Дети, разбирая знакомые им и простые темы, учатся рассуждать, развивая фантазию, воображение, пополняя словарный запас и приобретая навык построения правильных предложений.

          В процессе коррекционной работы с детьми использую разные детали ЛЕГО-конструктора, в ходе которой они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, наречиями, предлогами, глаголами с приставками и другими частями речи.

Применение ЛЕГО-конструктора на коррекционных занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- формированию и развитию правильного длительного выдоха («Загони мяч в ворота», «Мельница», «Футбол», «Машинка»);

- развитию артикуляционного аппарата («Чашечка», «Лопаточа», «Хоботок», «Дудочка»);

- развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках определенных лексических тем («Чья голова/хвост/лапа»,  «Скажи наоборот», «Башня», «Построй и назови»);

- постановке и автоматизации звуков в ходе игры («Нади половинку»,  «Нади пару», «Змейка», «Лего-подарки», «Чья башня выше»);

- игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы («Построй город», «Что изменилось»).

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении занятий. В настоящее время в коррекционно-образовательном процессе активно использую интерактивную доску.

          В коррекционной работе с детьми использую два педагогических портала «Мерсибо» и «В помощь логопеду».

         Обучающая программа «Мерсибо» представляет 59 интерактивных игр и упражнений для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики. Игры содержат стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Предусмотрено дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях. («Отпадный пряник», «Пингвины-невидимки», «Чудеса на полянке», «Загадки-заплатки», «Дружные гусеницы»).

         Интерактивный педагогический портал «В помощь логопеду» представляет 135 игр для логопедических занятий. Игры направлены на развитие фонематического слуха, активизации речи «неговорящих» детей и коррекционных занятий с детьми с общим недоразвитием речи.   В играх сказочные сюжеты и дружелюбные персонажи: они заинтересуют детей и помогут проводить занятия более эффективно.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

          - дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.);

       - несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя стилус или интерактивный инструмент «Ластик»;

          - один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте);

          - один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски;

          - дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст). («Паровозики», «Угадай-ка», «Артикуляционная гимнастика», «Тик-так звуки», «Кто лишний»).

В практике работы в этом учебном году начала использовать один из онлайн-сервисов – «LearningApps.org», который предоставляет возможности для хранения, поиска и создания интерактивных заданий для развития внимания, мышления и речи ребенка. (Игры «Накорми животных», «Найди пару», «Фрукты и овощи», «Подбери картинку»).

        Информационные коммуникативные технологии использую на различных этапах занятия: в начале для создания проблемной ситуации; как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты); как информационно-обучающее пособие; для побуждения воспитанников к рефлексии собственной деятельности.

Таким образом, использование ЛЕГО-технологии и информационно-коммуникативных технологий в учреждении дошкольного образования является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, позволяет повысить качество коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Учитель-дефектолог                                                                            Гаврис Л.М.

Буклет

https://disk.yandex.by/i/bpLYKRAa32zr-Q

 

свернуть
поделиться в:
Меню раздела