В рамках реализации Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании) в Государственном учреждении образования "Клецкий ясли-сад №2" проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП).
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга
во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в государственное учреждение образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
г. Клецка" (ЦКРОиР).
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, законными представителями предоставляются документы:
Медицинская справка о состоянии здоровья
Педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок.
(согласно Положению о ЦКРОиР от 16.08.2011г. гл.4)
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляется заключение центра, содержащее рекомендацию об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.
Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи
Коррекционную помощь детям дошкольного возраста оказывают учителя-дефектологи: Казимирская Жанна Николаевна (образование - высшее, первая квалификационная категория);
Родионова Ирина Александровна (образование - высшее, высшая квалификационная категория);
Гаврис Лидия Михайловна (образование - высшее, вторая квалификационная категория).
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с особенностями психо-физического развития (далее-ОПФР).
Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20-25 минут;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25-30 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 20-25 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.
Обследование ведется в двух направлениях.
Выявление понимания значения предлогов.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.
Коррекционная работа в старшем дошкольном возрасте строится с учетом программных требований.
Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях
в старшей группе.
1 период. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под.
2 период. Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами.
3 период. Расширение значения предлогов: «к» – Д.п., «от» – Р.п., «с – со» – В.п, Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное слово. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со. Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них.
Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Основные задачи.
- Развитие понимания речи.
- Расширение и уточнение словарного запаса.
- Формирование грамматических средств языка.
- Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.
Занятия по подготовке к обучению грамоте. Основная задача.
- Дети учатся видеть и понимать схемы предлогов.
Занятия по развитию связной речи. Основная задача.
- Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.
Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.
- Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ- ПОД ОТ
- Д.п – К ПО
- В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
- Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
- П.п. – В НА О ОБ ПРИ
Предложно-падежные конструкции обозначают:
- направление действия;
- место действия;
- местонахождение предмета;
- совместность действия;
- принадлежность.
Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
- Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
- Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).
- Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
- Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой)
- Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
- Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).
- Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
- Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).
- Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался от лисы). Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).
- Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).
- Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).
- Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).
Сложные предлоги.
- Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
- Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).
- Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).
- Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).
- Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).
Коррекционно-педагогическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:
- Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
- Дифференциация предлогов в устной речи детей.
- Формирование звуковых грамматических обобщений.
- Осознание словесного состава предложения.
Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений.
Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:
- 1-я группа: в, из;
- 2-я группа: на, с (со);
- 3-я группа: над, под, между;
- 4-я группа: из, за, из-за;
- 5-я группа: из, под, из-под;
- 6-я группа: от, до, к;
- 7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
- 8-ая группа: через, сквозь, по.
В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.
При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:
- обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
- выяснение отношений между предметами на картинках;
- построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
- усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.
Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).
- Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных. – В.А. Ковшиков: - СПБ.: КАРО, 2006. – 80 с.
- Рудакова, Н. П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.03: Москва, 2005. – 188 с.